
Гений русского модерна – Федор Шехтель
Творчество прославленного мастера Федора Шехтеля оказало значимое влияние на архитектурный облик Москвы.
Сфера его интересов многогранна.
Ему удалось реализовать самые разнообразные архитектурные проекты: особняки и театры, торговые дома, банки и типографии, вокзалы и стадионы, храмы и часовни.
Выдающаяся творческая активность сочеталась с чувством нового и способностью выражать запросы времени в формах и композициях, которые становились эталоном для подражания.
Будущий архитектор родился в Санкт-Петербурге в семье инженера-технолога Осипа Шехтеля. Его детство и юность прошли в Саратове. Вскоре Федор Шехтель переехал в Москву к матери, работавшей экономкой в семье знаменитого купца и владельца художественной галереи П. М. Третьякова. Здесь он познакомился с архитектором Александром Каминским, встреча с которым определила дальнейшую судьбу талантливого зодчего: он предложил работать юноше в своей мастерской. Через год Федор Шехтель поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, но не закончил его. Таким образом, он не получил полного архитектурного образования, что не помешало ему стать одним из прославленных мастеров своего дела. Профессиональные навыки он приобрел, работая с архитектором Каминским и зодчим — Константином Терским.
Условно творчество Шехтеля можно разделить на несколько периодов.
Ранний период (1880-е — начало 1890-х годов) отличается многообразием направлений его деятельности. Шехтель не только уделял время архитектуре, но и создавал декорации и костюмы для театральных постановок, проектировал временные сооружения в городских парках.
Раннее архитектурное творчество сконцентрировалось на проектировании частных домов и загородных усадеб.
Дом А. А. Локалова в Ярославской области
Особняк З. Г. Морозовой на Спиридоновке, 1900-е
Следующий этап в творчестве архитектора, а именно 1890-е, характеризуется работой преимущественно в «русском стиле» и «стиле английской готики». «Готические» особняки, лучшим из которых является особняк Морозова на Спиридоновке, проектируются в расчете на обозрение со всех сторон, здание проектируется не «снаружи внутрь», а «изнутри наружу». Также Шехтель уделил большое внимание интерьеру. Готические башенки, стрельчатые окна, зубцы на стенах стали неотъемлемой частью этого дома.
Интерьеры парадного зала
Лестница на второй этаж в особняке Морозовой. Скульптурная композиция Врубеля.
С началом XX века в творчестве архитектора наступает новый этап, который развивается в двух направлениях, представляющих две ветви модерна: модерн, ориентированный на образ Древней Руси, и собственно «новый» модерн.
В первом случае Федор Шехтель видоизменяет формы древнерусской архитектуры, подчеркивая колорит национальной культуры. В этом направлении выполнены Ярославский вокзал и павильоны Международной выставки, проводившейся в Глазго.
Ярославский вокзал, 1902

Русский отдел на Международной выставке в Глазго, 1901

Павильон сельскохозяйственного отдела на Международной выставке в Глазго, 1901
Собственно модерн архитектор воплощает в особняках Рябушинского (1900), Дерожинской (1901), типографии Левенсона в Трехпрудном переулке (1900), Московском Художественном театре.
Особняк Рябушинского в Москве, 1900
Лестница в доме Рябушинского, 1900
Особняк Дерожинской в Кропоткинском переулке, 1901
Фасад особняка Дерожинской
Панно «Времена года» восстановлены благодаря реставрации в особняке Дерожинской
Интерьер особняка Дерожинской уникален, на 2/3 Шехтель использовал дерево в оформлении — мебель, лестницы, потолки. В большой гостиной установлен большой мраморный камин, который украшают барельефы мужчины и женщины в полный рост.
Лестница в особняке Дерожинской, цветочный орнамент. Центр каждого цветка инкрустирован темным деревом.
Типография Левенсона в Трехпрудном переулке
Интерьеры типографии Левенсона
С конца 1900-х годов архитектор проектирует в духе «рационального» модерна.
В этом направлении выполнен кинотеатр «Художественный», который характеризуется строгим, но выразительным декором.
Кинотеатр Художественный, 1909
Дореволюционные постройки Федора Шехтеля изменили архитектурный облик Москвы.
После революций 1917 года и установления нового государства начинается советский период творчества мастера.
Архитектор сконцентрировался на ведении платных лекций, продолжал преподавательскую деятельность во ВХУТЕМАСе, но на проектирование зданий и домов оставалось слишком мало времени.
Тем не менее, архитектурное наследие Шехтеля многогранно и разносторонне.
Многообразие творчества архитектора вызвано переломностью эпохи, в которую он жил и работал. Но за внешним многообразием форм и приемов скрывается единая творческая концепция, стремившаяся к поиску новой целостности, нового стилевого единства.
Творчество Шехтеля подчеркивает и воплощает национальное своеобразие модерна в России; его отличительные черты — одухотворенность и многообразие форм проявления.
Источники:
Wikipedia https://ru.wikipedia.org/wiki/Шехтель,_Фёдор_Осипович
http://famous.totalarch.com/shechtel
Материалы um.mos.ru, moscow.org